IV. КОМПОЗИЦИЯ 1. Бедственное состояние Сиона (1:1-22):
а) безутешный, презираемый Иерусалим
(1:1-11);
б) плач Иерусалима (1:11-22).
2. Бедствие и его причины (2:1-22):
а) Божий суд (2:1-12);
б) вопль страждущих (2:13-22).
3. Духовный опыт Иеремии (3:1-66):
а) познание Божьего милосердия (3:1-24);
б) познание новой милости Бога
(3:25-36);
в) необходимость спасит. исповедания
(3:37-48);
г) осознание того, что мольба услышана
(3:49-66).
4. Бедствия, вызванные Божьим судом
(4:1-22):
а) исчезновение материнской любви
(4:1-11);
б) грехи пророков и священников
(4:12-22).
5. Путь к спасит. исповеданию (5:1-22):
а) грехи отцов (5:1-7);
б) исповедание собств. вины (5:8-18);
в) молитва об избавлении (5:19-22).
V. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
Бог явил Свою праведность, исполнив суд над Своим народом. Теперь наказание Господне
должно проявиться в полной мере. Он попустил врагов Иакова выступить против народа
Израиля; Бог использовал их так, что Иерусалим "сделался мерзостью среди них" (Плач 1:17).
Бог Сам уподобился врагам Своего народа (Плач 2:4 и след.). Господь отверг Свой жертвенник
и отвратился сердцем от Своего святилища (ст. 7). Бог сделал так, что враги злорадствуют над
поверженным Иерусалимом, у к-рого нет утешителя (Плач 1:21). Если раньше народ не хотел
слушать Бога, то теперь Господь не желает слушать Свой народ: "Ты закрыл себя облаком,
чтобы не доходила молитва наша" (Плач 3:44). Бог не позволяет насмехаться над Собой, но
исполняет предвозвещенный суд (Плач 2:17). Однако Господь знает меру гнева - его силу
(Плач 3:22) и продолжительность (ст. 31). Божье милосердие обновляется каждое утро (ст. 23).
Он внемлет молитвам (ст. 55-57) тогда, когда люди каются и очищают себя от грехов (ст.
39-43). Поэтому в конце книги автор может обратиться к Господу с молитвой. Народ должен
вернуться к Богу, и только потом он сможет возвратиться на родину (Плач 5:21). На фоне
ужасов совершаемого суда К.П.И. рисует светлый образ Бога.