Аввакум [евр. Хаваккук, "объемлющий, охватывающий"] был пророком из Иудеи; сочиненный им
псалом (Авв 3) с указаниями к его исполнению (в храме, ст. 19), видимо, свидет-вует о том, что
Аввакум был певцом из левитов. Язык книги отмечен особой поэтич. выразительностью. II. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
Предположит. Аввакум жил во времена царей Иосии и Иоакима, т.е. был современником пр.
Иеремии. В то время храм еще не был разрушен (Авв 2:20). В книге (Авв 1:6) говорится о растущей
мощи халдеев (что соответствует концу VII в. до Р.Х.); создается впечатление, что пророк был
свидетелем вступления халдеев в Палестину. Из апокрифич. дополнения Септуагинты к Дан 6 (о
вавил. драконе) следует, что Аввакум, согл. иуд. преданию, был современником Даниила.
III. СОДЕРЖАНИЕ
К.п.А. - восьмая в ряду книг т.н. малых пророков. В ней речь идет об ужасающем падении нравов в
Иудее (Авв 1:3-4) и угрозе нападения халдеев (ст. 6 и след.,17). Словно заступив "на стражу" и
расположившись "на башне" (Авв 2:1), пророк наблюдает за погрязшим в неправде народом и видит
творящееся в мире зло. Сердце его вопрошает: для чего Бог допускает зло? И доколе так будет? (Авв
1:2 и след.,13). Он получает ответ, к-рый позднее станет лейтмотивом Послания ап. Павла к
римлянам: "Пра-ведный своею верою жив будет" (Авв 2:4; Рим 1:17). После того как Господь дал
Аввакуму возможность увидеть будущее (Авв 2), пророк в псалме, к-рый одноврем. является и
молитвой, заступается за невиновных, уповая на их спасение и радость о Господе (Авв 3).
IV. КОМПОЗИЦИЯ
Композиционно К.п.А. подразделяется на три части: 1) первый диалог с Богом: почему Бог не
покарает безбожную Иудею? (Авв 1:3 и след.) - Суд грядет! (ст. 5-11); 2) второй диалог: почему
"нечестивец поглощает того, кто праведнее его?" (ст. 12-17) - Жди и верь! (Авв 2:3 и след.). Горе
нечестивым! (ст. 5-19). Да молчит вся земля пред лицем Господа! (ст. 20); 3) торжество веры:
благодарств. молитва и восхваление Господа (Авв 3:1-17). "Буду радоваться о Господе и веселиться о
Боге спасения моего" (ст. 18), "Господь - сила моя" (ст. 19).
V. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
Основная идея К.п.А. - возвещение оправдания верой. Цитата из нее (Авв 2:4) приводится в Рим 1:17;
Гал 3:11; Евр 10:38. Наряду с этим в Деян 13:41 цитируется изречение из Авв 1:5 как предостережение
тем, кто отказывается от милосердного Божьего дара.