Дети Божьи
Главная | Мой профиль | Выход
| Регистрация | Вход
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
             Мир вам!
Пятница, 2018-Июл-20, 19:21
                    
               Главная страница  Личные  сообщения () · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » ИССЛЕДУЕМ БИБЛИЮ. » АПОКРИФЫ. » АПОКРИФЫ (обзор)
АПОКРИФЫ
АшотДата: Пятница, 2011-Янв-28, 11:58 | Сообщение # 1
Группа: Служитель
Сообщений: 1055
Статус: вне сайта
Часть I
Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Возникновение раннехристианской литературы

Проблема определения времени и места возникновения древней христианской
литературы, особенностей ее жанров, истоков и источников книг, как
признанных, так и не признанных церковью священными, в современной науке до
конца не решена {1}. В Новый завет - собрание почитаемых всеми христианами
книг - входят двадцать семь произведений: четыре евангелия (от Матфея,
Марка, Луки и Иоанна), "Деяния апостолов", двадцать одно послание апостолов.
Авторство четырнадцати из них церковь приписывает апостолу Павлу (они
адресованы тем или иным христианским общинам или конкретным людям), имеются
также Послание Иакова, два Послания Петра, три Послания Иоанна и Послание
Иуды: их принято называть "соборными" или "католическими", т. е.
адресованными всем христианам. Завершает Новый завет Откровение Иоанна
Богослова. Тексты Нового завета считаются каноническими ("нормативными"),
церковь провозглашает их боговдохновенными. Написаны они на греческом языке
- разговорном языке многих восточных провинций Римской империи (хотя в самой
Палестине, где появились первые христианские проповедники, говорили
преимущественно по-арамейски).
Однако писания Нового завета были лишь незначительной частью обширной
христианской литературы, создававшейся в I-III вв., т. е. до признания
христианства официальной религией. Христианские писатели конца II - IV в.
упоминают, цитируют, пересказывают различные евангелия: от Петра, от Андрея,
от Варфоломея, два евангелия от Фомы, совершенно различные по содержанию,
Евангелие от Марии. Во фрагменте письма богослова Климента Александрийского
(ок. 200 г.) говорится, что имели хождение и три евангелия от Марка:
каноническое (признанное), "подложное" (написанное неким проповедником по
имени Карпократ) и тайное евангелие (написанное якобы самим Марком для
"избранных") {2}. Некоторые евангелия названы по тем христианским группам,
среди которых они почитались (хотя, возможно, в их подлинных названиях также
стояло имя какого-либо апостола), например Евангелие евреев, Евангелие
египтян. Епископ Лугудуна (совр. Лион) Ириней (1-я пол. II-нач. III в.) в
своем сочинении "Против ересей" с возмущением пишет, что последователи
Валентина (крупнейший представитель религиозно-философского течения в
христианстве - гностицизма) "дошли до такой степени дерзости, что свое
недавнее сочинение назвали Евангелием Истины" (III. 11) {3}.

 
АшотДата: Пятница, 2011-Янв-28, 11:59 | Сообщение # 2
Группа: Служитель
Сообщений: 1055
Статус: вне сайта
Кроме евангелий в произведениях христианских писателей упоминаются и
другие, не вошедшие в Новый завет книги, которые почитались разными
христианскими группами как источники вероучения: Апокалипсис Петра,
Апокалипсис Павла, деяния некоторых апостолов (Павла, Филиппа, Андрея),
послания, "Пастырь" Гермы и др. Археологические раскопки конца XIX - начала
XX в. открыли фрагменты и целые сочинения, не признанные церковью. Самым
крупным среди этих открытий была библиотека христиан-гностиков из
Наг-Хаммади (Египет). Для того чтобы понять длительный и сложный процесс
разделения священных книг христиан на признанные и непризнанные
(канонические и апокрифические), нужно прежде всего представить себе
особенности формирования раннехристианской литературы в целом.
Первые христианские проповедники меньше всего думали о записи своего
учения. Можно сказать, что и учение в точном смысле слова до конца I в. еще
не сложилось. Странствующие пророки передавали то, что было известно им о
спасителе, распятом в Иудее во время правления императора Тиберия (14-37),
помазаннике божием Иисусе Христе, в воскресение которого они уверовали.
Христианские проповедники использовали в качестве образца бытовавшие в
иудейской среде притчи, поучения, рассказы об отдельных эпизодах из жизни
знаменитых учителей (рабби). Так создавалась устная христианская традиция.
Само слово "евангелие" (греч. "благая весть") первоначально в
представлениях последователей Иисуса означало проповедь, раскрывающую смысл
новой веры. В посланиях Павла, в частности в Послании к Галатам, автор
выступает против тех проповедников, которые, с его точки зрения, искажают
смысл "благой вести" об Иисусе. Он предает анафеме тех, кто благовествует (в
греческом тексте употреблен глагол "евангелидзо") "не то, что мы
благовествовали вам", и добавляет: "Евангелие, которое я благовествовал, не
есть человеческое" (1.8, 11). Во Втором послании к Коринфянам имеется
сходное словоупотребление: "Ибо, если бы кто, пришед, начал проповедывать
другого Иисуса, которого мы не проповедывали... или иное благовестие
(евангелие. - Сост.), которого мы не принимали, - то вы были бы очень
снисходительны к тому. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против
высших {4} Апостолов" (11.4, 5). В Послании к Римлянам сказано: "В день,
когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков..."
(2.16). Из приведенных отрывков ясно видно, что для автора евангелие ни в
коей мере не было писанием. Само слово "евангелие" в языческом окружении
христиан было связано с культом императора: в надписях, прославлявших
Августа (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.), день его рождения был назван началом
"многих благовестий" {5}. Восприняв подобную терминологию, христиане
придавали ей принципиально иной смысл: не "благовестия" о вполне земных
делах императора, а единственная "благая весть" об Иисусе - спасителе и
мессии - стала содержанием христианской проповеди.
 
АшотДата: Пятница, 2011-Янв-28, 12:00 | Сообщение # 3
Группа: Служитель
Сообщений: 1055
Статус: вне сайта
Проповедники выступали прежде всего в синагогах, существовавших в
городах восточных провинций, а также в частных домах, под открытым небом, в
опустевших ремесленных мастерских. Такая картина вырисовывается из "Деяний
апостолов" и некоторых других произведений, в том числе и антихристианских
{6}. В произведении "Дидахе" (Учение двенадцати апостолов), созданном, по
всей вероятности, в начале II в., говорится о странствующих апостолах:
"Всякий апостол, приходящий к вам, пусть будет принят как Господь. Пусть он
не остается больше одного дня; а если будет надобность, то и другой (день);
но если он пробудет три, то он лжепророк... Уходя пусть апостол ничего не
возьмет, кроме хлеба до места ночлега" {7}.
Устная традиция продолжала существовать и в тот период, когда появились
первые писания. Евсевий Кесарийский (IV в.) в "Церковной истории" приводит
слова христианского писателя Папия (1-я пол. II в.) из Гиераполя (Малая
Азия), который собирал устные предания: "...если мне случалось встретить
кого-либо, общавшегося со старцами, то я заботливо расспрашивал об учении
старцев, например, что говорил Андрей, что - Петр, что - Филипп, что - Фома
или Иаков... Ибо я полагал, что книжные сведения не столько принесут мне
пользы, сколько живой и более внедряющий голос" (Евсевий. Церковная история
(Historia ecclesiastica). III. 39. Далее: НЕ).
 
Форум » ИССЛЕДУЕМ БИБЛИЮ. » АПОКРИФЫ. » АПОКРИФЫ (обзор)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
 
       
  Связь для новых Участников:
E-mail отправителя*:

Тема письма:
Текст сообщения*:


         
          
  Связь для гостей:
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения:

Код безопасности *:




Copyright MyCorp © 2018 |