Дети Божьи
Главная | Мой профиль | Выход
| Регистрация | Вход
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
             Мир вам!
Суббота, 2024-Апр-20, 06:30
                    
               Главная страница  Личные  сообщения () · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » ИССЛЕДУЕМ БИБЛИЮ. » ПРИТЧИ. » ПРИТЧИ (ПРИТЧИ СОЛОМОНОВЫ)
ПРИТЧИ
АшотДата: Суббота, 2011-Янв-22, 19:10 | Сообщение # 1
Группа: Служитель
Сообщений: 1055
Статус: вне сайта
Притчи Соломоновы. Божьи установле-ния, касающиеся обыденной жизни, изложены в
Законе Моисея в виде заповедей. Толкование этих заповедей в применении к конкретным
случаям в народе Израиля было уделом мудрецов и нашло свое отражение в П.С.

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

1) евр. название книги - Мишлей (мн.ч. от машал), что означает "притчи", "сравнения",
"уподобления", "метафорич. речь", т.е. наглядное изображение жизненных правил посредством
сравнений и примеров из повседневной действительности. Это название уже само по себе
указывает на то, что в притчах содержится множество изречений, каждое из к-рых выражает
определенную мысль и, будучи по смыслу самостоятельным, не нуждается в сопоставлении и
соединении с предыдущими или последующими сентенциями. Впрочем, в Книге Притчей
имеются и отдельные фрагменты, излагающие мировоззренческие основы библ. учения и
состоящие из взаимосвязанных стихов (напр., гл. 8 и 9:1-6); кр. того, одна и та же мысль может
быть выражена в нескольких стихах (3:5,6 и др.). Вопрос об источнике Притчей относится к
происхождению как отдельных изречений, так и всей книги, всего их собрания; 2) согл.
названию, П.С. восходят к царю Соломону или, как минимум, приписываются тому, кто своей
мудростью снискал себе особую славу (3Цар 4:29-31; 2Пар 1:7-12). Согл. 3Цар 4:32, Соломон
сочинил 1005 песен и 3000 притчей, так что Библия доносит до нас только часть их. Тем скорее
можно предположить, что включены лишь те притчи, авторство к-рых не вызывало сомнений;
3) время, когда были собраны притчи и составлена книга, неизвестно. Подобно Книге
Екклезиаста (ср. Еккл 12:8-10), она, по-видимому, не была полностью составлена самим
Соломоном. Первые 24 главы уже существовали ко времени Езекии, к-рый распорядился
присоединить к ним второе собрание притчей Соломона (Притч 25:1). Приложение к книге,
возм., содержит речи двух древних ближневост. царей -> Агура (Притч 30) и -> Лемуила
(Притч 31); впрочем, согласно иуд. традиции, имена "Агур" и "Лемуил" были прозвищами
самого царя Соломона; 4) отдельные изречения не подчинены единой форме и в каждом
отдельном случае их размер, форма и ритмика зависят от высказываемой мысли. В длинном
фрагменте (Притч 10:1 - 22:16) мы находим преимущ. изречения-антитезы, состоящие из двух
частей, но, помимо них, имеются и сравнения (Притч 10:26). Кр. того, читателю предлагаются
уподобления (Притч 6:27-29) и загадки (Притч 30:4). Относительно продолжительные
высказывания содержатся в Притч 30:10-33. Т.о., в этой книге пред-ставлены все виды поэзии
премудрости; 5) принадлежность П.С. к канону в древние времена никогда не подвергалась
сомнению. В НЗ она цитируется как Свящ. Писание (Рим 12:20; 1Пет 4:18; 2Пет 2:22).

 
АшотДата: Суббота, 2011-Янв-22, 19:10 | Сообщение # 2
Группа: Служитель
Сообщений: 1055
Статус: вне сайта
II. СОДЕРЖАНИЕ

1) РАЗДЕЛЫ КНИГИ

Разделы книги П.С. следуют в произвольном порядке - трудно установить между ними
какую-либо внутр. взаимосвязь (хотя такие попытки предпринимались как иуд., так и христ.
исследователями). Невозможно также, исходя из содержания, четко разделить П.С. на разделы.
Фиксированным остается только обознач. в тексте деление по внешним признакам. Так, можно
выделить первое собрание П.С. (Притч 1-24), второе собрание П.С., составленное при Езекии
(Притч 25-29), а также притчи Агура и Лемуила (Притч 30-31). Три заголовка делят первое
собрание еще на три раздела: Притч 1:1 - 9:18; 10:1 - 22:16; 22:17 - 24:34. Но такое деление не
определяется содержанием притч. Так, об одном и том же предмете говорится в разных местах,
напр. о соблазне плениться чужой женой (Притч 2:16 и след.; 5:1-23; 6:24 - 7:27; 9:13-18). В
притчах, собранных Езекией, почти дословно повторяются мысли, высказанные в первом
собрании (Притч 25:24=21:9; 26:22=18:8; 27:11=23:15; 27:13=20:16). Это показывает, что в те
времена порядку следования отдельных изречений составители не придавали особого
значения; в то же время это не исключает вероятности того, что все изречения принадлежат
Соломону, к-рый одни и те же мысли, вероятно, облекал в разную форму или высказывал
неоднократно в разных контекстах. Кр. того, речь может идти о разных собраниях, к-рые
впоследствии были объединены;

 
АшотДата: Суббота, 2011-Янв-22, 19:11 | Сообщение # 3
Группа: Служитель
Сообщений: 1055
Статус: вне сайта
2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Проследить основное идейное содержание П.С., следуя тексту, невозможно - для этого
необходимо сопоставить рассеянные по всей книге изречения, касающиеся одного и того же
предмета. Поскольку книга сообщает читателю основы мудрости, прежде всего следует задать
вопрос о существе этой мудрости. Ее исток - в Боге, сотворившем мир (Притч 3:19) и
упорядочившем его (ст. 20). Поэтому мудрость может быть только даром Бога (Притч 2:6),
Который наставляет человека на пути, угодные Ему (4:14). Мудрость - это не всезнание, а
только то, что способствует праведной жизни (4:11). Мудрый подчиняется установлениям Бога
и ходит по Его стезям. Поэтому он благословен во всех делах (Притч 13:1-10). Поскольку
мудрость всегда пребывает в Боге, исходит от Него и ведет к Нему, она никому не может
способствовать в противлении Богу (Притч 21:1 и след.,30). При этом мудрость не является
природным свойством человека, ее надо снискать (Притч 3:13) и научиться ей (Притч 24:14;
30:3); мудрость даже следует "покупать", ибо она стоит того (Притч 17:16; 23:23). Мудрость надо
искать у людей разумных (Притч 10:13; 14:33), у праведных (Притч 10:31), к-рые сами живут по
мудрости, и у смиренных (Притч 11:2). Знание об установленном Богом предназначении и о
пределах собств. возможностей делает человека скромным и смиренным. Для восприятия
мудрости необходима определ. готовность (Притч 2:2; 5:1), с к-рой следует принимать
полезные советы (Притч 13:10). Кто хочет услышать мудрость только из любо-пытства, а затем
поступает так, как ему нравится, тот остается закрытым для мудрости, она не может
проникнуть в сердце такого человека (Притч 2:10). Кощунствующий (в Синод. пер. -
"распутный"), в силу самой своей сути, никогда не достигнет мудрости, даже если очень
стремится к ней (Притч 14:6). Из этого следует, что мудрость совершенно непостижима для
глупцов (Притч 24:7). Поэтому мудрость не следует внушать глупому (Притч 23:9). Глуп же тот,
кто надеется на себя (Притч 28:26): подчиняясь своим изменчивым желаниям, он никогда не
последует прямым путем Господа. Царица Савская приезжала к Соломону, чтобы поучиться
мудрости, а слушатели Иисуса не желали воспринимать Его мудрость, хотя Он больше, чем
Соломон (Мф 12:42). Устами Иисуса говорит Божья мудрость (Лк 11:49). Выслушав притчи,
противники Иисуса задаются вопросом, откуда у Него такая премудрость (Мф 13:54). Но
апостолы знают, что Христос является премудростью (1Кор 1:30) и что слово мудрости дается
Духом (1Кор 12:8). Основание всякой праведной мудрости - страх Господень. Он - начало
познания, внутр. стержень в жизни, в то время как воспитание и наставление - только внешняя
опора (Притч 1:7). Старательно ищущий мудрости познает страх Господень, к-рый только и
способен дать мудрость, познание и разум (Притч 2:5,6). Страх Господень дает уверенность в
жизни, являясь ее источником и способствуя ее продлению (Притч 10:27; 14:26 и след.; 19:23),
ибо он удерживает от зла (Притч 3:7; 8:13; 14:2; 16:6). Попавший в беду из-за отсутствия страха
Божьего напрасно станет взывать к Богу, Бог не ответит такому человеку (Притч 1:24-31).
Поэтому следует ежедневно и беспрестанно пребывать в страхе Господнем (Притч 23:17).
Исходя из этого, следует понимать отдельные наставления, касающиеся всех областей жизни.
Изречения касаются и отношений между полами, они в метких зарисовках изображают, как
распущенность женщины проявляется в нечистоте (Притч 11:22) и в стремлении к власти
(Притч 19:13; 21:9; 27:15). Такое падение нравов выделяется на фоне благонравия и трудолюбия
тех жен, к-рым вновь и вновь воздаются честь и хвала (Притч 11:16; 12:4; 14:1; 19:14). В книге
указаны и нормы поведения мужчины: ему необходимо сохранять верность жене своей юности
(Притч 5:18), он не должен заглядываться на других женщин (Притч 2:16; 6:26; 23:33).
Красноречив и образ мужчины, вообразившего, что ему удалось одержать победу, в то время
как его ведут, как вола, на убой (Притч 7:6-23). И во всех других областях жизни П.С. стремятся
направить человека к мудрости. Здесь вскрываются причины нищеты, возникающей по вине
самого человека (Притч 10:4; 20:13), указаны ее последствия (Притч 10:15). Но и богатому П.С.
напоминают о его долге (Притч 14:31; 22:22). Истинное богатство заключается не в
накопленных сокровищах (Притч 13:7; 19:1,22). Мудрость научает праведной молитве и
умеренной жизни (Притч 30:7-9). Таково установление Бога, что существуют бедные и богатые
(Притч 22:2; 29:13). Из прочих, часто затрагиваемых в П.С. проблемах, можно выделить
проблемы преступности, нравственные проблемы - стяжательство, зависть, жадность (Притч
1:19; 15:27; 17:8; 23:6-8; 28:8,22), ложь (Притч 6:17; 8:13; 12:19-22; 13:5; 21:6; 29:12), лень (Притч
6:6-11; 10:4, 26; 12:11,24,27; 13:4; 21:25; 24:30 и след.; 26:14). Притчи не только бичуют нравств.
язвы, но и восхваляют добродетели, напр. благотворительность (милосердие) (Притч 3:9 и
след.; 11:17,24 и след.; 14:21,31; 21:3) и многое др.

 
АшотДата: Суббота, 2011-Янв-22, 21:08 | Сообщение # 4
Группа: Служитель
Сообщений: 1055
Статус: вне сайта
Соломон [евр. Шеломо, от евр. "процветание", "благоденствие", "мир"].
I: 1) сын -> Давида и Вирсавии. Родился прим. в 990 г. до Р.Х. В 970-930 гг. до Р.Х. занимал
престол неразделенного царства Израиля и Иуды (3Цар 1-11; 1Пар 29:20 - 2Пар 9). Еще до
рождения С. Господь назначил его наследником престола, определил ему имя Соломон и
обещал, что его царствование будет протекать в мире и спокойствии (1Пар 22:9 и след.). Кр.
того, Господь повелел через пр. Нафана наречь Соломону имя Иедидиа = "Возлюбленный
Богом" (2Цар 12:24 и след.). С., как миролюбивый царь, является прообразом -> Мессии,
великого Божьего Царя-Миротворца. Но С., какой бы большой властью и славой он ни
обладал, не был тем мессианским, праведным правителем, о к-ром пророчествовал Давид
(2Цар 23:1-7); 2) при Давиде и С. царство Иуды и Израиля достигло наибольших размеров за
всю свою историю. С. властвовал над всеми царствами от Евфрата до земли Филистимской и
до границы Египта, народ в его время жил спокойно, "каждый под виноградником своим и под
смоковницею своею" (3Цар 4:20,25 и след.). Однако на склоне лет С. поддался влиянию своих
жен-язычниц и наряду с почитанием Господа стал поклоняться идолам, чем навлек на себя
Божий суд. У С. было два иноземных врага - -> Адер Идумеянин и -> Разон, царь Дамаска;
впоследствии к ним добавился внутр. враг в лице -> Иеровоама, к к-рому позже, после смерти
С., перешла власть над десятью израил. коленами (3Цар 11:14-40). См. карту на стр. 219; 3)
восхождение С. на престол состоялось еще при жизни его отца. Перед смертью Давид оставил
С. завещание (3Цар 2:1-10). Вскоре к молодому царю обратился с просьбой -> Адония, еще при
жизни Давида претендовавший на престол. Старший брат просил отдать ему в жены Ависагу,
девушку, к-рая ухаживала за состарившимся Давидом, надеясь с ее помощью осуществить свои
планы. С. не без основания усмотрел в этой просьбе новое посягательство на престол,
по-этому Адония был убит. Поддержавший Адонию главный военачальник -> Иоав также был
убит, а первосвященник -> Авиафар - сослан в Анафоф. Главным военачальником стал Ванея, а
первосвященником - Садок (ст. 12 и след.). Все это укрепило власть С. (в Синод. пер.
отсутствует фраза, содержащаяся в евр. тексте 3Цар 2:46: "Так царство было укреплено в руке
Соломона"). Могущество С. закрепилось и его женитьбой на дочери фараона (1Цар 3:1),
вероятно, одного из последних фараонов XXI, или Танисской, династии (-> Египет). Егип.
царевна, видимо, была не первой женой С., поскольку его сын -> Ровоам родился в тот год,
когда он стал царем (3Цар 11:4 и 14:21)
 
АшотДата: Суббота, 2011-Янв-22, 21:08 | Сообщение # 5
Группа: Служитель
Сообщений: 1055
Статус: вне сайта
Южная часть царства Соломона.
II. В Гаваоне С. во сне явился Господь и сказал: "Проси, что дать тебе" (3Цар 3:5). С. попросил
даровать ему разумное сердце, чтобы справедливо судить народ и различать, где добро, а где
зло (ст. 9), а также премудрости и знания (2Пар 1:10). За эту просьбу Господь обещал дать ему
больше богатства и славы, чем любому из царей, правивших как до, так и после него. Кр. того,
С. была обещана долгая жизнь, в том случае если он будет следовать заповедям Божьим; этого,
однако, не случилось: С. дожил лишь до 60 лет. О мудрости С. можно судить по тому, как он
решал судебные дела (см. 3Цар 3:16-28); его мудрость была "выше мудрости всех сынов востока
и всей мудрости египтян" (3Цар 4:30). С. называли автором 3000 притчей и 1005 песен (ст. 32).
Часть их сохранилась в Притч 1-9; 10:1-22:16; 25-29 (-> Песнь песней -> Екклесиаст). Разные
люди, в т.ч. и цари, услышав о мудрости С., стремились познакомиться с ним лично (3Цар
4:33,34), среди них была царица Савская (-> Шева) (3Цар 10:1-13; 2Пар 9:1-12). Позднее С.
приписали апокрифич. книгу "Премудрость Соломона" и псевдоэпиграфы типа "Псалмы
Соломона" и "Песни Соломона" (-> Апокрифы).

III: 1) С. прославился не только своей мудростью. Его власть и богатство также овеяны
легендой. Известен С. и как строитель: своему народу он оставил величеств. -> храм. При
сооружении храма С. оказал помощь тирский царь -> Хирам (1), приславший искусного
ремесленника -> Хирама (2). Сооружение храма началось в 480 г. после исхода евреев из
Египта, на четвертом году царствования С. (967 г. до Р.Х.) (3Цар 6:1; -> Летосчисление, IV,2).
Строит-во было завершено через семь лет, т.е. в 961 г. до Р.Х. В течение след. 13 лет (3Цар 7:1)
С. продолжал строит-во своего дворца. В общей сложности соору-жение храма и дворца
заняло 20 лет (3Цар 9:10), с 967 по 947 г. до Р.Х.; 2) масштабные строит. работы, в т.ч.
возведение укреплений, городов для запасов и колесниц, требовали много рабочих рук. С.
установил для израильтян трудовую повинность (3Цар 5:13 и след.); оставшихся в стране
хананеев он превратил в оброчных работников и низовых надсмотрщиков (1Цар 9:20 и след.;
2Пар 2:16 и след.), в то время как все руководящие должности занимали евреи (3Цар 9:22 и
след.; 2Пар 8:9 и след.). Интересные подробности о разработке рудных копей в Араве (на юге и
в окрестностях -> Пунона) совр. ученые узнали благодаря находке археологов - большой
ме-деплавильной установке в Ецион-Гавере. Из этого порт. города корабли отправлялись в
Офир (1Цар 9:26-28; 10:11,22). Геогр. положение его царства позволяло С. контролировать все
караванные пути, по к-рым шла транзитная торговля между Сирией, Месо-потамией, Малой
Азией на севере и Египтом и Аравией на юге. О податях, к-рые брали с купцов, упоминается в
ст. 15; 2Пар 9:14. Кр. того, С. был посредником в торговле лошадьми из Малой Азии и
боевыми колесницами из Египта, то и другое он поставлял сир. и хеттским царям (3Цар
10:28,29; -> Мицраим). Торговля дала толчок строит-ву "городов для запасов", из к-рых особо
упомянуты Фадмор (Пальмира), располож. сев.-вост. Дамаска, и Тамара - на юге (3Цар 9:18,19;
2Пар 8:4,6). Царство С., за искл. удела Иуды, было заново поделено на двенадцать областей,
каждой из к-рых правил особый наместник (3Цар 4:5,7-19; см. карту). Каждый из наместников
в течение одного месяца в году отвечал за снабжение цар. двора (3Цар 4:7,22,23,27). В
обязанности этих чиновников входило также снабжение постоянного войска (ст. 28),
со-стоявшего из 1400 боевых колесниц и 12 тыс. всадников. Для коней и колесниц было
сооружено 4 тыс. стойл (2Пар 1:14; 9:25). После того как С. закончил сооружение храма и
дворца, Господь явился ему во второй раз (3Цар 9:1-9; 2Пар 7:11-22), причем теперь в словах
Господа звучало грозное предостережение: если С. или его потомки отпадут от Бога, то храм
превратится в груду развалин. Видимо, к этому времени С. стал уже не столь богобоязн.
человеком, каким он был в начале своего царствования: несмотря на серьезное
предостережение, он впал в идолопоклонство (3Цар 11:1-13). Толчком к этому послужили его
браки, в к-рые он вступал по полит. мотивам. Наряду с женой-египтянкой у С. было 700 жен
из княж. родов и 300 наложниц. Это были аммонитянки, эдомитянки, сидонянки, хеттеянки и
т.д. Они склонили сердце стареющего царя к своим языч. богам, так что оно перестало
безраздельно принадлежать Господу. С. стал служить финикийской -> Астарте и
аммонитскому Милхому, сооружал капища на -> высотах для -> Хамоса и -> Молоха. Тогда
Господь оповестил С., что отнимет у него царство, а за его сыном останется лишь одно колено.
Когда, процарствовав 40 лет, С. умер (ст. 42), суд Божий над домом Давида и евр. народом
выразился в разделе царства, к-рому уже никогда более не удавалось достичь прежнего
могущества.

 
Форум » ИССЛЕДУЕМ БИБЛИЮ. » ПРИТЧИ. » ПРИТЧИ (ПРИТЧИ СОЛОМОНОВЫ)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
 
       
  Связь для новых Участников:
E-mail отправителя*:

Тема письма:
Текст сообщения*:


         
          
  Связь для гостей:
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения:

Код безопасности *:




Copyright MyCorp © 2024 |