I. ЗАКОН А. В общепринятом смысле З. - это обязат. для исполнения правило, к-рое
общество устанавливает для своих членов. Законодатель выражает свою волю
в З., регламенти-рующем отношения между двумя сторонами - властелином и
подданным (Быт 47:26; Езд 7:26; Есф 1:19; 2:8; 3:8), родителями и детьми
(Притч 6:20), Богом и человеком (Неем 9:29; Ис 1:10).
Б. З. - это также "жизненный строй", определяемый Богом и теснейшим
образом связывающий Его с избранными людьми (напр., с Адамом, Быт
2:16,17; 3:15-19; с Ноем, Быт 9:1-7), каждый из к-рых представляет в своем
лице все человечество, или с избранным народом Израиля, представляющим
все народы: 1) в Синайском законодат-ве (Исх 20-31) была явлена и четко
выражена Божья воля, осознанная людьми ранее (Рим 1:19) и
сформулированная в законах разных народов. Т.о., мы имеем дело не с
эволюцией З. от примитивных его форм к высшим нравств. требованиям, а с
Божьим откровением, расширяющим или отменяющим отдельные законодат.
нормы. Пример расширения и подтверждения З. - законы о святости (Лев
17-26) и Второзаконие (Втор 12-26), пример же отмены З. - отмена Иисусом
"преданий старцев" (Мф 15:2 и след.; Мк 7:5 и след.). Учителя З. (книжники)
трактовали его как единственное, всеобъемлющее и непреложное
установление: "Бог явился исключительно в Торе [в законе]". Их вера
основывалась исключит. на З., а не на деяниях, совершенных Богом для
Своего народа. В исполнении З. они видели залог праведности человека пред
Богом и гарантию жизни в грядущем веке; 2) для обозначения понятия "З." в
ВЗ используются след. евр. слова: мицва = повеление, тора = закон, давар =
заповедь, слово, орах = тропа, мишпат = норма, хукка = устав, пиккудим =
предписание, дерех = путь, имра = слово, эдут = свидетельство; все они
использованы в Пс 118.